Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- сотрудничество старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» ;
- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности (участие в проекте «Билет в будущее»);
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Участие в конкурсах по профессии.
-Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
Работа с родителями: - Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий.
Выбор профессии - выбор будущего.
Возрастные этапы профессиональной ориентации
Советы для родителей " как помочь своему ребёнку в выборе профессии"
Сценарии профориентационных мероприятий
Классные часы по профориентации
Словарь профессий
Мультсериал "Калейдоскоп Профессий"
Видеофильмы о профессиях для старшеклассников
Беседа по профориентации: «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».
Профессии будущего
Профессии будущего: какие специальности будут востребованы до и после 2020 года
Методические рекомендации по реализации проекта "Билет в будущее"
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Билет в будущее"
План профориентационной работы школы на 2023-2024 учебный год (Базовый уровень Профориентационного минимума)
Каталог полезных интернет - ресурсов по профориентации
www.metodkabi.net.ru - "Методический кабинет профориентации" психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
www.urc.ac.ru/abiturient/index.html - общероссийская информационно-справочная система "Абитуриент". Предназначена для поступающих в вузы и школы России.
www.nntc-nnov.ru/mkweb - мастер класс по основам веб разработки от НТРК
www.postupi.online/ - Вы можете смотреть профессии на видео, узнать больше об интересущей вас профессии, можете сразу же найти программы обучения, вузы, в которых вы сможете получить выбранную профессию. Если вам сложно определиться с профессией, нажмите кнопку "Помочь выбрать". Пройдите профориентационный тест и помоделируйте свое будущее. Вы можете моделировать ваше будущее в любой момент, находясь на любой странице сайта. На страницах сайта вы можете получить ответы на вопросы: какие профессии я могу получить в вузе, какие профессии я получу, выбрав эту специальность, какие профессии я смогу получить, закончив эту программу обучения, какие профессии мне подходят, где учиться, чтобы получить эту профессию, сколько зарабытывают профессионалы этой профессии, какие вакансии на рынке труда есть по этой профессии и т.д.